Нравственное развитие является одной из основополагающих черт, описывающих суть человека. Развиваться нравственно – это возможность, присущая только человеку и в силу этого являющаяся абсолютно необходимым и обязательным процессом, который должен сопровождать личность на протяжении всей жизни. Поэтому так важно нравственное воспитание, которое начинается с детства.

Нравственное развитие ребенка начинается в семье, продолжается в школе и не должно останавливаться ни на одном жизненном этапе.

При организации определенной работы, направленной на нравственное просвещение, средства и пути воспитания нравственности имеют свою специфику. В частности, школа должна воспитывать нравственность, исходя из возможностей нахождения ребенка в коллективе. Общение со сверстниками и учителями, совместная деятельность способны формировать нравственные привычки и качества социального и общественно значимого характера.


Духовно нравственное воспитание обладает несколькими функциями:

·         формирует общее представление о моральных ценностях жизни и культуры;

·         влияет на приобретение моральных представлений, взглядов, понятий, оценок и суждений, которые способны привести к выработке собственных самостоятельных суждений;

·         способствует осмыслению и переосмыслению собственного жизненного опыта школьников;

·         способно вносить коррективы в неверные представления о морали, полученные из сомнительных источников;

·         помогает самовоспитанию личности.

Школа обладает рядом возможностей по преподнесению детям знаний и представлений о нравственности и морали. Нравственное воспитание детей является ее профессиональным приоритетом.  Как правило, возможности школы сводятся к достаточно стандартным формам, однако многолетний опыт доказывает состоятельность проводимых мероприятий. Впрочем, школу можно упрекнуть в косности и традиционализме, тем не менее многие учителя постоянно вводят новые формы работы, которые оказываются более эффективны, чем традиционные.


 Об арсенале утвержденных форм влияния школы на мораль обучающихся можно сказать следующее. Самым распространенными путями ее влияния являются:

  • беседы;
  • диспуты;
  • тематические вечера;
  • встречи с представителями разных профессий, ветеранами  и т.д.;
  • конференции;
  • коллективные сборы и пр.

В ходе воспитательных мероприятий учитываются возрастные и личностные особенности школьников, их моральный опыт, нравственное воспитание, заложенное в семье.

Учителя призваны разъяснять моральные нормы при опоре на мировоззренческие знания и конкретные примеры, которые могут быть понятыми и усвоенными школьника на соответствующем их развитию уровне.  Особенно эффективными являются мероприятия, которые способны вызывать этические переживания и в силу этого оказываться близкими и понятными детям.

Школа уделяет особое внимание развитию таких моральных ценностей у школьников, как:

  • потребность в труде,
  • потребность в общении,
  • потребность в освоении культурных ценностей,
  • необходимость развития познавательных способностей и т.д.

На это направлены многочисленные воспитательные школьные мероприятия, которые кроме урочной включают внеурочную деятельность, а также всякого рода выездные мероприятия за рамками школы как таковой.

Ценность последних форм воспитания заключается в максимальной приближенности мероприятий к реальной жизни, которая делает работу учителей практически незаметной для детей и воспринимаемой как увлекательные прогулки и путешествия. В ходе таких мероприятий привитие ценностей и развитие моральных качеств происходит самым естественным путем. Отсюда и большая эффективность данного вида работы педагогов.

Нравственное воспитание требует от учителей умения:

  • создавать условия, в которых ребенку приходится делать нравственный выбор способа действия;
  • влиять на детей определенным образом, формирую у них новые нравственные привычки;
  • понимать суть противоречий в развитии нравственных потребностей детей и помогать их разрешать в эффективном воспитательном ключе.