Спарта – настоящее воинственное государство, воины которого долгое время держали в страхе не одно древнее государство. Некоторые страны считали, что это возможно лишь благодаря сверхъестественным силам. Считалось, что победить спартанцев невозможно. Однако на самом деле основная причина побед воинственного государства заключалась в специальной подготовке граждан.

Воспитание спартанцев как воинов было важнейшей задачей, которую ставили правители. Нельзя сказать, что государство постоянно готовилось к захватническим походам. Спартанцы хотели мира, но в то же время они боялись потерять захваченные земли: долину Эврота и равнину Мессении. Причем защищать эти территории приходилось не от соседей, потерявших их, а от рабов, которые постоянно мечтали о свободе. Учитывая связи с дорийскими общинами, Спарта участвовала в походах на Афины. Кроме того, неоднократно многие государства Древнего Мира шли войной на могущественное государство и пытались захватить его. Поэтому правительство требовало готовить воинов для защиты государства как от внешних, так и от внутренних врагов.


Специально для этого была разработана система воспитания спартанцев, согласно которой граждане Спарты не могли жить отдельно друг от друга, они должны были служить стране, слушать своего командира. Таким образом, с рождения мальчики рассматривались не как сыновья, а как воспитанники всего общества.

Спартанское воспитание начиналось с момента появления ребенка на свет. Каждого новорожденного мальчика показывали так называемым врачам, которые были знатоками физического здоровья. Если они решали, что ребенок слаб, то его оставляли в горах Тайгет на волю природных стихий. Детей не пеленали, их конечности были открыты воздуху и солнцу, таким образом, они закалялись. Начиная с семи лет, государство брало все заботы о новом воине на себя.


Спартанское воспитание подразделялось на 3 ступени в зависимости от возраста. Среди них выделяют следующие:

— с 7 до 12 лет;

— с 12 до 20;

— с 20 до 30.

С 7 до 12 лет спартанское воспитание подразумевало объединение мальчиков в группы. Дети играли и одновременно учились. В это же время их наставники старались спровоцировать драку для того, чтобы увидеть слабые и сильные стороны каждого подопечного. Особое внимание на этом этапе уделялось физическому воспитанию.

С 12 до 20 лет мальчики находились на обучении в агелах, своеобразных школах-интернатах. Руководителем данного объединения был или старший юноша, или самый смышленый и подвижный из сверстников. В его обязанности входило руководить агелом и карать провинившихся. Наказания были жестокими. Обычно это была порка. Ни один из воспитанников не мог жаловаться, он должен был стойко переносить любое наказание. Обязательным условием было подчинение. Каждый воин должен был беспрекословно выполнять приказы старшего руководителя. В этот период мальчики подвергались суровым физическим испытаниям. Им запрещалось носить нижнее белье. Спали они на камышах, а мылись в реке.

Спартанское воспитание с 20 до 30 лет подразумевало объединение в сисситии. В 20 лет воины получали небольшие земельные наделы, где они занимались выращиванием плодовых культур. За это они платили налог. В этом возрасте им было разрешено заводить семью, воспитывать детей. Однако военная подготовка продолжала занимать важно место в жизни спартанца. Юноши, достигшие 20 лет, объединялись по 15 человек. Таким образом, в своем кругу они тренировались днем, а вечером могли идти к себе домой.

Спартанские воины были послушными гражданами, которые легко переносили боль и побеждали в бою. Они изучали такие дисциплины, как искусство разведчика, плавание, гимнастику, конный спорт. Чтению и письму уделялось минимальное значение.

Спартанское воспитание – уникальная система, которая на протяжении длительного времени делала из детей настоящих воинов.